Описание национальных якутских костюмов. Якутский народный костюм

Национальная одежда - это свидетельство происхождения народа, его особенностей, это устойчивый элемент самобытной культуры и возможность выявления контактов с другими народами. Как отметила исследовательница молдавского национального костюма В.С. Зеленчук, отдельные элементы покроя костюма, заимствованные у других народов, возникшие в различные эпохи, с течением времени объединились и образовали своеобразный тип одежды, характерный только для данной этнической общности. То же самое можно сказать и о цветовом, и об орнаментальном оформлении всего костюмного ансамбля.

Практически у всех народов ярким знаковым характером отличается женский костюм. В основном женский традиционный костюм насыщен различными знаками и символами, потому что женщина - Праматерь всего человечества, прародительница рода, племени. Она сама является воплощением Модели мира, связывающей все три мира воедино.

Все цвета, узоры, орнаменты, украшения, подвески женской одежды имеют определенную смысловую нагрузку, связанную с традиционным мировоззрением.

С помощью традиционной одежды человек органично (гармонично) вписывался в окружающую среду, так как на цвет материалов большое влияние оказывают природноклиматические факторы, которые затем закрепляются с помощью традиций или запретов и наделяются знаковым статусом.

На различных ступенях развития человечества существовали общечеловеческие основы цветовых предпочтений. В архаических культурах символическое употребление цветов являлось своего рода языком, традиционным средством передачи идей и душевного состояния. Человек понимал, что в природе все взаимосвязано, все имеет смысл, объединено в гармоничную целостность.

Шуба “бууктаах сон”. Вид спереди и сзади

Мифологическое, религиозное и художественно-эстетическое мировоззрение у якутов, как и у других народов, ярко выражается прежде всего в семантике цвета, в орнаментальной композиции, декоративной отделке и украшениях костюмных комплексов.

Якутская традиционная одежда отличается стройностью композиции, гармоничностью цветов, естественной связью декора и символики. Якуты являются самым северным тюркоязычным народом. В их этно- и культурогенезе оставили свой след многие племена. И это нашло отражение (как и в способе ведения хозяйства, языке и др.) и в цветовой символике народной одежды.

Как видно из старинных погребений хоринских якутов, обнаруженных в начале ХХ века Е.Д. Стреловым, в одежде предпочтение отдавалось синему, белому, черному цветам. Женская и мужская одежда была сшита из сине-голубой ткани типа дабы, украшена черным, белым, синим бисером и корольками, которые были датированы XVIII веком, но ряд исследователей считают, что уже с середины XVII века в шитье якутской одежды стали проникать различные мануфактурные изделия. В своей монографии, посвященной одежде народа саха конца XVII – середины XVIII века, Р.С. Гаврильева высказывает предположение, что «шелковые ткани, бисер и бусы якуты получали в результате сложной перекрестной меновой торговли с тунгусами, тунгусов с маньчжурами - которые вели торговлю с Китаем. Поэтому трехцветный фарфоровый бисер и бусы посредством обмена с тунгусоязычными племенами попадали к якутам задолго до прихода русских» (2, с. 42). В это время якуты также сами могли контактировать и с монголоязычными племенами, что потом отразилось на некоторых элементах материальной и духовной культуры. Таким образом, если на покрой древнеякутской одежды из-за климатических условий оказали влияние коренные народы (тунгусы), то на цветосочетание, возможно, - бурят-монгольские племена.

Старинные якутские платья были сшиты из сине-голубого материала. А синий цвет, как известно, был ведущим сакральным цветом в тюрко-китайской мифологии. Синий цвет также был основным цветом в костюмных комплексах у бурят. Ткань синего цвета у них была широко распространена и активно использовалась для шитья одежды. Бисер и корольки на вышивках и украшениях только трех цветов: белого, черного и голубого, встречается в виде декоративной отделки шелковая ткань желто-охристого цвета.

Белый и черный цвета занимали большое место в бурятмонгольской материальной и духовной культуре. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен как для цветового оформления одежды, так и для отделки шерстяных ковров - таар и меховых ковров - хубсар.

Шуба “кытыылаах сон”. Вид спереди

Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. д.) - символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока - жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами белый цвет - это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы.

Синий цвет - цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) - символ мужского начала, Мать-Земля (Ийэ сир) - символ женского начала. Таким образом, черный цвет не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.

Таким образом, триада белый-черный-синий составляет основные точки жизненного пространства древнего человека. Известно, что в тюрко-монгольской (и многих других народов) мифоритуальной традиции число 3 обладает особой сакральностью (три мира, три души, три времени и т. д.). Это идеальная модель любого динамического процесса, которая развивается по принципу: возникновение, развитие и упадок. Все в мире появляется, развивается и исчезает.

В археологических раскопках триада белый-черный-голубой в цветовой композиции якутской одежды, как отмечает Е.Д. Стрелов, встречается только на старинных могилах до первой половины XVIII века.

Шапка “дьабака”

Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин - кэлин кэбиhэр.

Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.

Основные цвета женской праздничной шубы - красный, желтый, зеленый, черный.

Основной фон - черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет - цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру, выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.

Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками. В мифоритуальной традиции якутов красный цвет - цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Свадебная шапка “ураа бэргэhэ”

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии - вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.

Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление - это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов - черный-белый-синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.

Современный якутский национальный костюм богат яркими красками, различными орнаментами, причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды. Формируется своеобразный язык молодежной моды, отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.
Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985.
Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент культуры бурят. Улан-Удэ, 2002.
Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. // Советская этнография. 1937. № 2–3.

Национальный костюм во многом определяется такими факторами, как климат, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные меха. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты или религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются во время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

Якутия: территориальное расположение, климат, история, культура

На данный момент она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный округ. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной зимой, во время которой температура воздуха может опускаться до 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет использование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они же саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. По этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные элементы одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию под названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать праздник Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое пение.

Образцы первых национальных костюмов

Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Тогда для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сукно. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на ткань путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал мех домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались манжеты или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним из самых древних считается костюм тангалай. Представлял он собой изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Талия была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. На данный момент такой костюм уже не носят.

Современные виды кроя

В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Наиболее популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и включает в себя следующие элементы:

  1. Рукав "буук". Пышный, свободный, иногда со сборками.
  2. "Оноо". Это складки на спинке костюма.

Еще один крой "кытыылаах". Его особенностью является наличие широких полос из суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется красный цвет.

Национальный костюм для взрослых

При пошиве одежды для женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, например, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и атлас. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.

Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое количество украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими вдоль лица звеньями. Украшались и волосы - накосник носил название сухуох или киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное украшение - подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. При изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим количеством украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, кроме того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.

Женская шуба называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Свадебный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.

Полный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: покрывало на лицо - аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники - панталоны, ноговицы - гетры от колена до щиколотки, доха - меховая шуба с узором крыльев, дьабака - головной убор с выступом на макушке, немного напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое количество украшений: на голову, шею, руки.

Якутский мужской национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая оторочка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. По краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще всего синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужчины по форме напоминал военный шлем. Он делался из натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были надежно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора - полная луна или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки иногда украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

Что надевали на ноги

Обувь как для мужчин, так и для женщин представляла собой унты - тыс этэрбес. Они изготавливались из шкуры голени оленя - камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов ниже нуля. Еще один вариант - торбаза. Такая обувь делалась из сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки или бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, коричневый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами из меха.

Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла собой укороченные ботинки.

Якутский детский национальный костюм

Почти полностью копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял собой уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили различные украшения из металла, бисера и меха.

Якутский национальный костюм для мальчика тоже ничем не отличался от одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка - вот составные части костюма маленького якута.

Ритуальная одежда

За связь с духами у якутов отвечал особый человек - шаман. Его одеяние отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли носить особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперение, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая такой костюм, шаман получал возможность "летать" и связываться с потусторонними мирами. Помимо бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились на само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавль, орел и утка. Основным материалом для пошива была шкура жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной убор шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли уши и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные люди носить его не могли.

Якутский национальный костюм в наши дни

В традиционную одежду якуты облачаются в дни национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды также можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма можно увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется куда больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто можно встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное платье и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты украшения из Якутии как из драгоценных металлов, так и из бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается от матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их при создании современных моделей.

Республика Саха(Якутия)

Сунтарский улус(район)

МБОУ "Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова"

Урок технологии, 10 класс

Тема беседы «Якутский национальный костюм»

учитель технологии и

изобразительного искусства

МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И.Иванова»

с. Кемпендяй

С каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Несомненно, ярким маркером культуры любого народа является народный костюм. Своей выразительной формой, функциональным назначением, приемами обработки материала одежда несет информацию о культуре и мировоззрении. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, отраженный в символике и семантике народного костюма, на основе которого создаются формы и типы современной национальной одежды.

В старину народная (традиционная) одежда якутов, являясь неотъемлемой частью материальной среды, одновременно была связана и с духовной культурой народа. В частности, с мифологическими и религиозными представлениями, отраженными в семантике одежды. Якутский костюм, который надевался для различных торжеств и обрядов, не только является целостным гармоничным ансамблем, наделенным, утилитарными и эстетическими функциями, но и выступает в качестве главного ритуального элемента в атрибутике всех обрядовых действий. Таким образом, костюм наделяется высоким семиотическим статусом.

Формирование одежды любого народа происходит под влиянием их традиционной культуры, которая отражается в культурно-художественных особенностях костюма. Народная одежда якутов, являясь важным историко-культурным источником, отражает эстетический идеал народа, его духовные взгляды и его мировоззрение. С этой точки зрения якутская одежда всегда привлекала внимание ранних исследователей материальной, духовной культуры этноса и продолжает представлять огромный интерес для современных этнографов, культурологов, искусствоведов.

По существующему у многих народов обычаю, на праздники люди приходили одетыми в свои лучшие наряды. Якутский праздник ысыах в старину был единственным праздником общения, на который в назначенное время собирались и стар и млад из отдаленных местностей, поэтому и состоятельные, и бедные старались одеваться в свои лучшие одеяния. Готовились к празднику задолго. Мастера мастерицы заботились о красочном убранстве коня и прочем снаряжении, старики изготавливали специальные кумысные сосуды, обрядовую утварь, женщины загодя шили себе и своей семье нарядные одежды.

Старинная одежда саха – одинакового покроя у мужчин, женщин и детей. Она отличалась только размерами, длиной подольной части, декоративным украшением. Важную роль при этом играли материал и техника изготовления, менявшаяся в зависимости от уровня развития производства. Особенностью традиционной одежды является её удобство, практичность и целесообразность в исполнении с точки зрения климатических условий, хозяйственно-бытовых особенностей образа жизни, а также простота в изготовлении.Следует отметить богатство сырья для различных видов одежды и атрибутов костюма у якутов (так, например, из бычьего пузыря шили летние шапочки, мешочки хаппар, перчатки; из коровьих потрохов после соответствующей выделки изготавливали аксессуары в виде кисета и т.д.).

В XVII в. У женщин, как и мужчин, не было нательной одежды, летом они носили кафтаноподобные пальто из тонко выделенной ровдуги, украшенные бисерными нашивками и аппликацией из прорезной кожи. Зимой надевали такие же кафтаны, утепленные меховымподкладом из шкурок белки, горностая, из лисьих, песцовых и волчьих брюшек и лапок. Только более зажиточные позволяли себе рубахи из китайской дабы или другой ткани.

Первые русские люди, прибывшие в 30-х годах XVII в.на территорию Якутии, застали в качестве нарядной шубы, такЭта нарядная безрукавка являлась исключительно свадебной одеждой невесты, которую шили очень долго. В древности, невестка, согласно обычаю, должна была показываться первые три года родственникам жениха, не иначе как в безрукавке таналай.


Комплекс одежды якутской невесты конца XVII – начала XVIII в. выглядел так:ровдужное платье поверх него меховая безрукавка тангалай. Эта свадебная шуба шилась из дорогих мехов соболя, бобра, богато украшалась бисером и металлическими бляшками. Атрибутом такой меховой безрукавки являются натазные украшения еттуксимэгэ. Они декорировались бисером, бусами, бляшками или кожаными нашивками и комплексом подвесок, состоящим из трубчатой игольницы, кошелька для небольших вещей (хаппар), трутницы с огнивицей (кыалык) и амулета оберега.

Для праздничной и зимней одежды используются дорогостоящие материалы – сукно, бархат, плис, парча, шелк. Она украшается более сложной орнаментикой и различными аксессуарами. Однако, изменение фактуры сказалось лишь на отделке, мужские камзолы и женские сангыяхи не утратили свой общий вид и фасон. Исчезли разрезы на камзолах и шубах, их заменила широкая плоская складка; старинные обрядовые шапки ураа шапки, шапки с рожками и султанами нуогайдаах шапка, шапка с рогами . На смену им пришли конусообразные шапки дьабака.

У богатых шубы нередко шьются мехом наружу из дорогих, лисьих, бобровых и рысьих мехов на суконной подкладке, обыкновенно очень яркого цвета.Различаются несколько видов меха рыси: пепельно-голубой, пятнистый и рыжевато-бурый. Дорогую нарядную шубу шили из пятнистой рыси, так как такой мех считался наиболее ценным. На спине шубы, около лопаток, всегда вышиваются серповидные вставки из меха речного бобра или выдры. Шубу эту якутка надевает не только зимою, но и летом, когда свадьба или пиршество случается в это время года.

Женский костюм, отличавшийся особой выразительностью, представлял собой единый ансамбль, состоящий из островерхого головного убора, верхней одежды свободного покроя и мягкой кожаной обуви с острым носком. Важную роль в оформлении играла декоративная отделка: яркие вставки из парчи и шелка, бисерная вышивка, металлические бляшки, золотое и серебряное шитье.

Нарядной поясной одеждой является набедренник бэлэпчи, который носили и мужчины, и женщины.



Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Примерно с рубежа XVIII -XIX вв. с приходом русских появляются мануфактуные ткани.Начинает распространяться нательная одежда. Якутский костюм дополняется украшениями и отделкой зеленым, красным, желтым, фиолетовым цветами и их сочетаниями. Являются новые виды женской и мужской одежды. Для праздничной зимней одежды используются дорогостоящие материалы- сукно, бархат, плис, парча, шёлк. Они крашаются более сложной орнаментикой и различными аксессуарами.

В конце XIX - начале XX в широкое употребление входят русские товары-хлопчато-бумажные и льняные ткани, сукно, ткани английского производства-ситец. Бязь, полотно. Зимние шубы стали покрывать сукном или бархатом. В отделке одежды все чаще используют разноцветной мишурой, вышивкойзолотили серебряной нитьюДля праздничной или выходной одежды использовались дорогостоящие ткани: сукно, бархат,плис, шелк, парча, китайка.

Появляются новые виды головных уборов(шляпы. кепки, кубанки).

Во второй половине XX века у якутов центральных улусов чаще всего иматериалом для одежды были лосинаяровдуга, беличий и лисий мех, у вилюйских-оленья ровдуга, лисий и песцовый меха.Современный национальный костюм -это второе «я» своего хозяина. По стилю, образу, уровню он полностью должен соответствовать индивидуальным качествам его обладателя и раскрывать его сущность.С началом XX века традиционная одежда полностью заменяется городской. Натуральное сырье(мех, шкуры) используются пои изготовке обуви, головных уборов. Несмотря на широкое распространение европейской одежды и обуви, ровдужная обувь практически не выходит из употребления. Охотничья и праздничная одежда все еще носит традиционный характер.

Заключение

В конце XX века национальная одежда начинает активно возрождаться. Появляется новое направление одежды: стилизованное, сценическое.Народнымимастерамиреконструируетсястаринные виды одежды, активно пропагандируется среди населения и за пределами республики. Из-за особого покроя и стилевых особенностей национальная одежда стала своего рода визитнойкарточкойреспублики/

Народный костюм сегодня существует в трех направлениях:

Традиционная одежда саха, предназначенная для обрядовых и праздничных случаев. Мастерицы этого направления придерживаются устойчивых традиций фасона. Декора и цветного решения. Преемственность традиций народного шитья продолжают в своих работах З.Понохова, В.Макарова,З.Заболоцкая и др.

Работа народной мастерицы В.Макаровой Пальто. «кытыылаах сон»


Работа В.Макаровой Наряд невесты


Второе направление связано с моделированием современной национальной одежды с использованием современной национальной одежды с использованием новых технологий. В этом направлении народные мастера сотрудничают с дизайнерами и модельерами. При этом наблюдается смешение фольклорных и профессиональных форм культуры.

Работа народной мастерицы З. Поноховой В. Национальная якутская одежда

Работа З. Поноховойсвадебная одежда

Третьенаправление формируется в профессиональной сценической среде. Оно возникает не на бытовойоснове путем развития локальных традиций.Это сценическая одежда, предназначенная для фольклорных, этнографических. Танцевальных и вокальных коллективов, а также для отдельных эстрадных исполнителей-артистов якутской эстрады


А.Филипповахудожник-дизайнер Авангардный костюм «Чолбон»

А.Филиппова художник-дизайнер Костюм «Айыы-Куо»



Национальная одежда стала полноправным компонентом современной культуры. Новое дыхание этот феномен культуры, когда уникальный жанр якутской традиционной культуры эпос-олонхо был признан ЮНЕСКО одним из мировых шедевров нематериального культурного наследия человечества. В связи с этим по всей республике стал проводиться всенародный праздник «ЫЬЫАХ», главной целью которого является возрождение прежде всего ритуально-обрядовой функции. В рамках такой массово-зрелищной деятельности одной из задач ставится пропаганда якутской национальной одежд

Использованная литература:

    Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. - Якутск: Изд-во «Бичик», 1994. 91с., 83 илл.

2. Гаврипъева P.C. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. - Новосибирск:

«Наука». Сибирское предприятие РАН, 1998. - 144 с.

3. Гарин Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры

4. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск:

Издание журнала «Илин», 1993. - 151 с.

5. Ермилова Д.Ю. Экологическое направление в дизайне одежды / Проблемы дизайна

костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. / Под общей редакцией к.т.н., доцента

Г.М.Гусейнова. - М.: Кафедра «Дизайн костюма», 1997.-С. 12-39

6. Калашникова Н.М. Народный костюм. - М.: «Сварог и К», 2002. - 374с.

7. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19-20 вв. - СПб.: 1996. -134

8. Маак Р.К. Вилюйский округ. - 2-е изд., - М.: «Яна», 1994г. - 592 с.

9. Heyстроев Б.Ф. Саха орнаменнара. - Дьокуускай к.: «Полиграфист» ЯНЦСО АН СССР,

1989. 98с.

10. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца ХУП1 до 1920-х годов

/Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. - Вып.2. - С. 116. -152

11. Осипова М. Якутская свадебная одежда. - Якутск: Якутский университет, 1974.-38 с.

12. Петров Н.Е. Из древней истории народа саха. - Якутск: НКИ «Бичик», 2003.-114 с.

13. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа саха (этнография, этнология и антропология):

14. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск:

Наука, 2006. - 104 с.

15. Петрова С.И. 0бугэ танаЬауоннаитэгэлэ (Традиционная одежда и мировоззрение

наших предков). Учебно-методическое пособие. - Якутск: Бичик, 1999 - 80 е., ил.

16. Саввинов И.Е. ОбугэлэрбитолохтородьаЬахтара. - Якутск: Кн. изд., 1992.-40с.

Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.

И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.

Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.




Танцевальный костюм

Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.


Представительская модель одежды "Туйарыма".


Представительская модель одежды "Айыы Куо".

Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.



Обувь

Унты и торбаса.





Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.



Торбаза




Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.

Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин - кэлин кэбиhэр.

Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.

Основные цвета женской праздничной шубы - красный, желтый, зеленый, черный.

Основной фон - черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет - цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру , выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.

Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками . В мифоритуальной традиции якутов красный цвет - цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии - вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.

Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление - это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов - черный-белый-синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.

Современный якутский национальный костюм богат яркими красками , различными орнаментами , причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды . Формируется своеобразный язык молодежной моды , отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
  2. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.
  3. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
  4. Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985.
  5. Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент культуры бурят. Улан-Удэ, 2002.
  6. Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. // Советская этнография. 1937. № 2–3.

Наталия Ксенофонтовна Васильева,
младший научный сотрудник
отдела этнологических исследований
Института гуманитарных исследований
Академии наук Республики Саха (Якутия),
г. Якутск

Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год

На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты , эвенки , эвены , юкагиры и чукчи . Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма дореволюционного периода.

Костюм якутов XVIII - нач. XIX в. - многопредметная одежда северных тюркоязычных скотоводов с языческим верованием.

Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде.

Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира.

Благородный бежево-охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, и оживлялся медными украшениями и перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой растительных орнаментов.

В узорах, конструкциях и украшениях костюма якутов находим много общего с таковыми тюрко- и монголоязычных народов Сибири и Средней Азии . Истоки этих параллелей берут начало в Пазырыкских курганах на Алтае (ок. 5-3 тыс. лет до н.э.), а также в памятниках Ближнего Востока (5-3 вв. до н.э.).

Принятие православной веры и развитие торговли в конце XIX-нач.ХХ в. привели к влиянию русской культуры на якутскую. Так, широко применялись ткани. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья «холодай » с «файборой » (широкая оборка по низу платья), кушаки, фабричная обувь, бижутерия.

Новое дыхание получило развитие ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Но, несмотря на все изменения, костюм якутов по своему художественному образу все же оставался созвучным костюму своих предков - тюрко- и монголоязычных скотоводов Азии.

Что касается костюма эвенков, эвенов и юкагиров, то их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка , кухлянка , камлея из оленьей шкуры - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов. Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.

Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента «паук» означали благопожелание и имели охранительную функцию.

Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвены же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий радужный и бело-синий бисерный.

Традиционная одежда чукчей сохранилась до наших дней и представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, характерные для всех арктических народов мира.

Семантику ее декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода , укрепления могущества общины.

Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

В нём сочетаются культурные традиции разных народов , он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

Описание

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов. Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шелк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками. Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции.

Материалы и конструкция

Якутская дохристианская одежда ХVII-ХVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа, было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава - приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов. Привозные шёлковые, шерстяные ткани импортного производства, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но ее могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож.

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала. Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола.

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники. Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами , которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани.

Крой «оноолоох, бууктаах»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» - когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями. Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы - замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Наиболее древним считается крой одежды «таналай» . Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таналай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное / Якутский филиал СО АН СССР. ─ Якутск: Якутское книжное издательство, 1971. 212 с.

  • Носов М. М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов // Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. Вып.2. С. 116─152.
  • Петрова С. И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск: Наука, 2006. - 104 с.
  • Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина . - М.: Наука, 1984. 248 с.
  • О чем говорят якутские узоры, какой главный элемент традиционного якутского орнамента, какие цвета в якутском костюме символизируют времена года, как одежда может влиять на человека.

    О чем говорят узоры

    Все узоры в якутской одежде строго симметричны. Это как бы повторяет симметрию человеческого тела . Левая сторона , где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, – мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары.

    Главный элемент традиционного якутского орнамента – цветок лилии-сарданы. Она одновременно напоминает якутский музыкальный инструмент хомус и лиру – символ, известный во многих культурах мира. Августина Филиппова называет ее кодом общения для всего человечества и считает, что она символизирует творческое начало.

    Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит этот узор. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках.

    Шапку всегда делали похожей на камелек. Лицо из нее выглядывает, как огонь из печурки. На верхушке обычно оставляли отверстие – для того, чтобы туда, как в жилище-урасу, заглядывали солнце и луна и оставляли семечко мальчика или девочки.

    Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.

    Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый – лето, красный и коричневый – осень, а серебряные украшения – звезды, снег и зиму.

    А вот какое интервью дала Августина Филиппова "Российской газете".

    РГ | Каждый костюм вы изготавливаете в единственном экземпляре, причем все его элементы обязательно складываются в какой-то сказочный сюжет . Это и костюм Снежаны – Снегурочки, и наряд хозяйки Ледовитого океана , и другие. Как вы думаете, понимают ли девушки, мечтающие увидеть себя в этих богатых, королевских платьях тот смысл, который вы в них вкладываете?

    Августина Филиппова | Думаю, они просто ощущают его. Несколько раз даже иностранки, которые не знакомы с нашими сказками и легендами, примерив костюмы, признавались, что почувствовали себя настоящими принцессами. Я стремлюсь, чтобы в этих нарядах было заключено благословление для того, кто наденет их. Богато расшитые бисером и стразами старинные узоры на платьях, шапочках и сумках – материальное воплощение добрых напутствий и пожеланий. Для меня работа модельера – это еще и возможность рассказать о своем мироощущении. Я смотрю на березку и вижу робкую стройную девушку , а река кажется величественной женщиной. В процессе творческих поисков эти образы развиваются, оживают, превращаются в вещи, которые можно носить. А потом они могут даже влиять на настроение и ощущения человека, облачившегося в них.

    РГ | Сколько в ваших работах выдумки и сколько исторической точности?

    Филиппова | Мне никогда не нравилось то, как якутский национальный костюм представляют на подиуме. Все казалось таким серым, безвкусным. Ну, кому захочется надеть платье, которое сняли в музее с манекена? Даже женщины позапрошлого века хотели выглядеть модными и, увидав у русских приезжих барышень наряды, просили мастеров сделать себе берестяные кринолины. Я, скорее, стараюсь сохранить силуэт того или иного фасона, может быть крой, а не слепо копировать рисунки с находок археологов.

    РГ | Какой из элементов, например в наряде невесты, вы назвали бы самым главным? Наверняка предки понимали, что та или иная одежда может определить будущее молодоженов.

    Филиппова | Вообще национальный костюм невесты был настолько многослойным, что весил около 30 килограммов. По тому, как девушка закончит свадебный день, определяли, какой женой она будет. Вытерпит, не упадет в обморок – значит, сможет родить кучу детей. Конечно, трудно представить современную невесту в таком облачении. Для свадебного платья я оставляю один элемент исторического костюма – меха на плечах. Это своего рода символ отрезанных крыльев. Девушка спускается на землю, чтобы продолжался род человеческий, а со срезанными перьями она не сможет вернуться обратно.

    РГ | Можно ли использовать подобный магический смысл в повседневной одежде?

    Филиппова | Конечно. Завистники, а они, к сожалению, встречаются часто, обычно злословят за спиной: в лицо улыбаются, а стоит отвернуться, как они тут же плюют в спину и даже посылают проклятья. Чтобы уберечь себя от сглаза, наши прадеды одевались спереди всегда очень скромно, а сзади расцвечивали одежду всевозможными украшениями. Мол, если человек и захочет что-то плохое сказать, увидев такую красоту, у него язык не повернется. Можно последовать их примеру.

    РГ | А есть ли у вас правила на счет того, как подбирать одежду к лицу?

    Филиппова | Никто не вправе навязывать то, в чем человеку дискомфортно.

    Между тем я считаю, что людям даже с самыми скромными доходами нужно одеваться как можно лучше. Тем самым они демонстрируют любовь и уважение к окружающим и к жизни вообще. То есть с помощью одежды они показывают свое духовное богатство. Это не обязательно должна быть очень дорогая одежда. Хорошо, когда при этом она отражает индивидуальность своего хозяина. Но всегда следует помнить: одно из правил хорошего вкуса – костюм должен быть уместным.