Ребенка во многом зависит от. Дальнейшая жизнь ребёнка во многом зависит от выражения любви родителей

Нередко родители допускают ошибки в отношении к «плохому» поведению своих детей - одни полностью игнорируют агрессивное поведение, считая, что с возрастом «оно само пройдет», другие же, наоборот, применяют неоправданно строгие наказания. Как реагировать на агрессию? Что делать, если ваш «идеальный» малыш вдруг стал бить кота, обижать других детей, кусаться и не слушаться?

По мере взросления ребенка меняются и причины его агрессивного поведения. Поэтому родителям необходимо учитывать возрастные особенности своих детей и в соответствии с ними реагировать на те или иные проявления агрессии. Однако существуют и некоторые общие положения, применимые ко всем возрастным группам. Итак, как же правильно реагировать на агрессивные выпады малыша, чтобы помочь ему справиться с негативными эмоциями?

Прежде всего, контролируйте свое поведение . Избегайте конфликтов, грубых окриков и уж тем более не применяйте физическую силу ни при каких обстоятельствах. Если вы сами будете кричать, бить посуду, пинать кота и шлепать ребенка, то будьте готовы к тому, что малыш будет вести себя так же по отношению к вам, сверстникам, домашним питомцам и т. д.

Система требований к ребенку должна быть понятной, четкой, последовательной. Неверно оценивать один и тот же поступок в зависимости от своего настроения (например, вчера вы строго наказали малыша за то, что он ударил собаку, а сегодня не обратили на это внимания). От последовательности ваших требований зависит внутренняя стабильность малыша, формирование его картины мира.

Слово «нельзя» должно звучать в исключительных случаях, когда поведение ребенка угрожает его жизни и здоровью (например, он трогает провода, тянется к раскаленной сковородке, лезет на подоконник, берет нож и т. п.). В этом случае следует проявить твердость и быстроту реакции. Громко и четко произнести «Нет!» или «Нельзя!» и остановить малыша. Если потребуется, удержите его руку или возьмите на руки и крепко прижмите к себе. Только в этом случае ребенок усвоит это слово и будет реагировать на него, пусть даже и выражая недовольство. Если же запреты звучат каждую минуту по всякому поводу и без, то малыш, с одной стороны, перестает их «слышать», а с другой, постоянно раздражается и злится на вас, так как вы все время препятствуете достижению его целей.

Ни в коем случае не отвечайте на агрессивные выпады малыша тем же (если он укусил или ударил вас, а вы повторите его действие, чтобы показать, как вам неприятно, на самом деле вы негласно подтвердите, что так делать можно и только закрепите в нем этот способ поведения). Если он обидел вас - отойдите от него, на какое-то время лишите его общения (но ненадолго). Если он ударил малыша на площадке - уведите его домой. Таким образом, ребенок усвоит, что он лишается интересной деятельности и общения, если дерется, кусается и т. п. и постепенно откажется от такого проявления агрессии.

Наказание за агрессивный поступок должно следовать сразу. При этом не стоит читать лекций и нравоучений (ребенок их просто не услышит и не воспримет). Неверно также надолго лишать ребенка своего внимания, общения или игр, тем более не стоит отсрочивать наказание (например, на прогулке произошла драка по вине малыша, а пожурили вы его дома спустя 3 часа), так как дети очень быстро забывают, из-за чего же все случилось, и воспринимают наказание как несправедливость.

Обеспечивайте ребенку возможность интенсивного выхода его физической активности : позволяйте ему бегать, прыгать, громко петь, хлопать в ладоши, бить в барабан и т. п. Известно, например, что бег, командные и соревновательные игры способствуют наибольшему выходу агрессии.

Поощряйте познавательную активность ребенка - ограничения самостоятельности и инициативы провоцируют у ребенка агрессивные реакции.

Оставляйте ребенку достаточно времени для игр, прогулок, общения. Большая загруженность (кружки, секции, всевозможные занятия) приводит к перенапряжению нервной системы, служит почвой для протестного агрессивного поведения.

Предупреждайте заранее ситуации, которые могут разозлить, вывести вас и ваших близких из себя. Если вы знаете, что муж дорожит новой радиоаппаратурой, не стоит давать ребенку играть с пультом и наушниками. Поставьте ограничители на все ящики и дверцы, если «гора» всевозможных вещей и предметов посередине комнаты вызывает у вас ужас и негодование т. д.

Если вы раздражены, вас легко вывести из равновесия не стоит начинать совместных игр с малышом. Дайте себе время немного успокоиться и прийти в себя. Не берите ребенка на руки в таком состоянии - дети легко «заражаются» эмоциональным состоянием своих родителей.

Если вы устали, огорчены, расстроены - поделитесь своим состоянием с ребенком. Скажите ему: «Мне нужно немного успокоиться», «Я очень устала на работе, скоро я приду в себя и мы поиграем». Если же вы молча будете переживать и нервничать, ребенок может подумать, что вы сердитесь именно на него (детям свойственно многое принимать на свой счет). Если вы чувствуете, что вы разгневаны и расстроены, дайте себе время восстановиться, сделайте то, что доставит вам удовольствие - выпейте чаю, примите теплую ванну, послушайте любимую музыку и т. д. Помните, что от вашего состояния во многом зависит состояние вашего ребенка.

Старайтесь заранее предупреждать ситуации, в которых ребенок может проявить агрессию. Например, если вы знаете, что после вашего длительного отсутствия в течение дня малыш встречает вас кулаками, криками и капризами, подготовьте его заранее к своему уходу. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами и тревогой, связанными с расставанием и вашим отсутствием, предупредите его о том, что скоро вы уйдете, расскажите, куда и зачем, что вы там будете делать и когда вернетесь. Это успокоит малыша. Если вам предстоит поход к врачу, в детский сад, подготовьте ребенка к этим событиям: расскажите о том, что там будет происходить, поиграйте с ним «в доктора» (пусть он «полечит» вас, «сделает укол», «проверит зубки») или «воспитателя» («накормите» всех мишек и кукол обедом, уложите их спать, почитайте им книжку, «поиграйте» с ними) и т. д.
Таким образом, всегда важно помнить, что поведение и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от внутреннего состояния родителей, их реакции на его поступки, системы требований и наказаний, последовательности и стабильности в подходе к воспитанию. Задумывайтесь об этом каждый раз, когда ваш малыш ведет себя агрессивно!

Текст: наш партнер, информационный портал для настоящих и будущих мам

В настоящее время одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, - это сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Здоровый образ жизни начинает формироваться уже в детском саду. Тесное сотрудничество детского сада и семьи и, а именно – объединение общих целей, интересов и деятельности необходимо в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Именно семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативность. Поэтому крайне необходимо активно привлекать родителей к физическому воспитанию собственных детей. А систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей в рамках тесного сотрудничества детского сада и семьи должно стать хорошей традицией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровье и счастье наших детей

во многом зависит от постановки

физической культуры в детском саду и дома».

Н.М.Амосов.

В настоящее время одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, - это сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Здоровый образ жизни начинает формироваться уже в детском саду. Тесное сотрудничество детского сада и семьи и, а именно – объединение общих целей, интересов и деятельности необходимо в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Именно семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативность. Поэтому крайне необходимо активно привлекать родителей к физическому воспитанию собственных детей. А систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей в рамках тесного сотрудничества детского сада и семьи должно стать хорошей традицией.

Выделяются следующие задачи физического воспитания ребенка, я вам буду читать,а вы прочитайте как они должны реализовываться в семье и детском саду. (слайд 2)

1.Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка к детскому саду.

2. Разработать индивидуальную программу формирования здоровья.

3.Создать условия для физического и психологического комфорта в дошкольной организации.

4.Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки.

5.Осуществлять профилактику нарушения зрения.

6.Осуществлять профилактику нарушения осанки, плоскостопия.

7.Поддерживать потребность в спонтанной двигательной активности, создавать условия для «Мышечной радости».

Совместная работа детского сада с семьей должна строиться на определенных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.(обратите внимание на слайд 3)

Единство целей и задачей воспитания здорового ребенка в детском саду и семье;

Индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;

Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду;

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Внедрение новых форм и методов работы с детьми.

Только при условии тесного взаимодействия с родителями можно обеспечить полноценное физическое развитие ребенка, сохранить и укрепить его здоровье, выработать привычку вести здоровый образ жизни.

Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям. (слайд 4)

1. Просветительское. Что мы сюда можем включить?

Наглядную агитацию (стенды, памятки, папки-передвижки),собеседование, анкетирование, тесты, беседы, встречи со специалистами, информационные листки о закаливании и оздоровления ребенка в домашних условиях, индивидуальные консультации, круглый стол, дискуссии, ознакомление родителей с новинками литературы, размещение информации на сайте ДОУ.

2. Культурно – досуговое направление включает в себя: дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, организацию вечеров вопросов и ответов.

3.Психофизическое. Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей, спортивные соревнования, открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими детьми, тренинги, семинары - практикумы.

А сейчас посмотрим, знаете ли вы пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.(слайд 5,6,7,8)

Сформировать и поддержать у родителей интерес к оздоровлению детей, положительной мотивации к занятиям физической культуры, процедуры закаливания, соблюдению режимов дня и правильному питанию можно через инновационные формы работы.

Утренняя гимнастика вместе с семьей (слайд 9).

Полезно начинать день с зарядки. А если рядом любимая мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми

Изготовление не стандартных пособий для физкультурного уголка. (слайд 10)

Позволяет родителям совместно с детьми изготовить атрибуты для физкультурного уголка.(дорожка здоровья, сухой дождь, массажные тапочки, атрибуты для упражнения «Попади в цель», массажные перчатки, туннель и тд.

Уголок «Физическая культура» (слайд 11)

Информационные буклеты.(слайд 12)

В которых оформляется информация для родителей о содержании физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, в частности в течение дня. Информирует:- какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные упражнения.

Мастер-класс. Нестандартное физкультурное оборудование для дошкольников в домашних условиях. (слайд 13)

Цель: обучение метанию вдаль детей в домашних условиях, развивать ловкость рук, формировать интерес к спорту.

«Азбука здорового образа жизни».

Еще одной инновационной формой работы с родителями стала компьютерная видеотека «Азбука здорового образа жизни».

Цель которой:- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества.

Закаливание. (слайд 14)

Вкусно и полезно. Полезные свойства меда. (слайд 15)

Дидактические игры. Художественная литература. (слайд 16)

Также для привлечения внимания к своему здоровью можно поиграть в дидактические игры. Педагогам почитать методическую литературу о здоровом образе жизни.

Родительские собрания. (слайд 17)

В течении учебного года организуются нетрадиционные родительские собрания с родителями, где лекции для родителей легко сочетаются с совместной игровой деятельностью взрослого с ребенком, которые способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Работа с адаптационной группой «Играй, малыш!» (слайд 18)

Основная особенность адаптационной группы состоит в том, что ребенок не переживает разлуку с мамой и несколько часов в день занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников. Совместные занятия для мам и малышей позволяют провести время с пользой.

Одной из инновационной формы работы детского сада и семьи является интервьюирование. (слайд 19)

Мастер- класс по физическому развитию, «Гимнастика вдвоем». (слайд 20)

Все упражнения простые, доступные для родителей и детей. «Потягушечки», «Насосы», «Обезьянки», «Рыбки», «Мостик», «Дружные ножки».В заключительной части упражнения ля профилактики плоскостопия; ходьба по дорожкам.

Реализация задач в семье

Реализация задач в семье

1.Служить эмоциональной опорой для ребенка. Оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду. Дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям. Максимально подробно и точно отвечать на все вопросы педагогов о ребенке. Продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги малыш возьмет с собой в группу детского сада.

Предварительно узнать как можно больше об особенностях ребенка. Оказать ему эмоциональную поддержку. Способствовать постепенному привыканию к детскому саду

2.Обеспечить полную информацию о состоянии здоровья ребенка.

Координировать работу медицинской и психологической служб дошкольной организации с педагогами.

3. Соблюдать дома режим сна и питания, диету, принятые в детском саду.

Соблюдать рациональный режим сна, питания, диету. Выработать ритуалы проведения режимных моментов.

4. В домашних условиях поддерживать привычки, вырабатываемые в детском саду. Хвалить ребенка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур.

Учить детей умываться, летом мыть ноги перед сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, чисть зубы и полоскать рот после еды, правильно использовать предметы индивидуального пользования – расческу, полотенце, носовой платок.

5. Создавать условия для правильного освещения тех мест, где ребенок рисует, просматривает книги. Приучать дошкольника контролировать позу за столом.

Включать в комплекс гимнастики после пробуждения упражнения на расслабление глаз.

Проводить диагностику состояния стопы, осанки детей. Вводить лечебную физкультуру по показаниям. Снабжать родителей комплексами упражнений для их ребенка. Следить за обувью, позой детей за столом.

7. Соблюдать режим прогулок. Давать возможность ребенку на прогулках много свободно двигаться. Ввести семейную традицию занятий спортом, приобщать ребенка к ходьбе на лыжах, коньках, спортивным играм, плаванию.

Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории детского сада. Проводить физкультурные занятия, двигательные пятиминутки после интенсивной интеллектуальной нагрузки в течении дня.

Не стандартные пособия для физкультурного уголка

«Ежик».

«Гантели».

Цель: обучение метанию вдаль
Задачи:
- развивать глазомер,
- развивать ловкость рук,
- развивать координацию движений,
- формировать положительную установку на участие в непосредственной образовательной деятельности;
- формировать интерес к спорту.

Цель: стимулировать развитию у детей физических качеств.

Задачи: Развитие мышц плечевого пояса, развитие ловкости, силы, выносливости.

«Эспандер»

Цель: стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.

«Корригирующие дорожки»

Цель: массаж стоп и укрепление своды стоп

Задачи:

Развивать чувство равновесия;

Способствовать профилактике плоскостопия;

Упражнять в ходьбе с правильным разворотом стопы;

Формирование осанки.

«Прокати мячик»

Цель: развивать дыхание, объем легких.

Учить направлять воздушную струю, регулировать силу выдоха;

«Массажные тапочки»

Цель: улучшают кровоток в тканях,

способствуют расслаблению мышц.

«Смотайка»

Цель : развивать у детей способность координировать свои движения, развивать мелкую моторику рук, воспитывать выдержку.

«Массажные варежки»

Цель: улучшать кровоток в тканях, способствовать расслаблению мышц.

«Разноцветные пенечки»

Цель: Развивать устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений.

«Сухой дождь»

Цель: регулирование эмоциональных состояний ребенка.

«Тоннель»

Цель : развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.


Каждый человек имеет сильную энергетическую связь со своими родителями, независимо от того, как складываются с ними отношения и есть ли они вообще. Хотим мы того или нет, любовь к родителям настолько естественна и постоянна, что необходима нам также как воздух. Родители наши создатели, мы их продолжение с полным набором генов, генетической памятью, схожими чертами во внешности, характере.

Они первые люди с кем у нас происходит всесторонний контакт, с кем мы испытаем весь набор чувств, приобретаем опыт взаимоотношений. Через призму их мнения мы воспринимаем себя, даем себе оценку, проживаем самые трепетные годы жизни и впитываем всё без остатка. От зачатия и до самой смерти, каждый пронесет свою любовь к родителям. У одних этот путь будет наполнен чаще положительными эмоциями, у других чаще отрицательными, у третьих всего понемногу.

Я уверена, что от того любят ли родители своего ребенка и от того, как они свою любовь выражают, сильно зависит как сложиться в дальнейшем жизнь.

А сложиться счастливо жизнь может либо благодаря родителям либо вопреки им.

Безусловная родительская любовь дает то спокойствие, те крылья, которые необходимы ребенку, чтобы чувствовать радость и желание жить, несмотря ни на какие неудачи и беды. Что такое безусловная любовь, это умение принимать таким, какой есть, без ожиданий и завышенных требований, это свобода в выборе ребенка, доверие и вера, поддержка и ласка, спасение без осуждения, уважение и понимание, что твой ребенок это отдельная от тебя личность, душа, что это не твоя собственность, твоя задача вырастить, обеспечить безопасность и комфорт и в итоге отпустить в свободное плавание.

Безусловная любовь не равно вседозволенность. Уместны и замечания и наказания, но разумные и максимально справедливые, после которых ребенок должен вынести урок, а не получить психологическую травму. Все должно делаться без излишних эмоций, сдержанно, с объяснениями, исключительно с целью научить, а не сорваться от обиды или личных неудач. Ребенок получавший в детстве безусловную любовь всегда знает, что есть те, кто его поддержит, приласкает, поможет, обогреет, спасет. Такие дети вырастают более уверенными и самостоятельными, умеющими также любить и дарить любовь, становятся успешными и реализованными во всех сферах жизни.

Если же родительская любовь больше похожа на болезнь, то есть в которой царят в основном эмоции, постоянный контроль, завышенные требования, ожидания, либо же предвзятость, равнодушие, агрессия, в итоге ребенок становиться либо борцом, так как имеет достаточно силы воли, чтобы противостоять, чувствует и понимает, что что-то происходит не так, либо существом без воли, который не в силах противостоять родительской воле и полностью зависит от них.

Жизнь последних не завидна во всех смыслах, такие люди просто существуют, следует чужой воле, родители и любой человек могут существенно влиять на их жизнь, сами они не в силах принимать решения, всегда зависимы от окружающих людей, забиты, закрыты, скованны, пугливы. Они прибывают постоянно в роли жертвы, всем недовольны, даже не пытаются как-то самостоятельно помочь себе, ждут что произойдет чудо и их жизнь наладиться сама по себе или благодаря кому-то, безответственны.

Жизнь борцов, насыщенна массой переживаний и опыта, у них есть шанс прийти к осознанной радостной жизни и научиться любить себя и своих близких безусловной любовью. Борцам тяжелее всего, потому что они постоянно топчутся на грани между любовью и равнодушием к своим родителям, всегда побеждает любовь, но при этом постоянно страдает самолюбие, так как человек вынужден глотать обиду за обидой, прощать, принимать, в ущерб своей личности.

Такая борьба может привести либо к тому, что ребенок достучится до сердец родителей и взаимоотношения наладятся, либо ребенок уйдет в себя, закроется от родителей и ото всех, что неизвестно к чему приведет. Либо такой человек станет счастливым и успешным вопреки всему и всем, но это скорее исключение из правил, либо же будет вести закрытый уединенный образ жизни лишенный любви и радости, что вероятнее всего.

Всё это, я пишу прежде всего для родителей, чтобы они обратили внимание на то, как у них складываются отношения с детьми, может стоит что-то изменить, поработать над собой, или же похвалить себя и продолжить действовать в том же духе. Мы, родители, очень часто склонны впадать в роль Бога в жизни своих детей или же наоборот, обожествлять детей и ставить себя в роль раба. Впадаем в крайности, от безумной любви до судей и надсмотрщиков. Любые крайности это плохо, они приводят к печальным последствиям, портят отношения и жизнь в целом.

Дорогие родители, и к самой себе я обращаюсь в том числе, будьте РАЗУМНЕЕ, развивайтесь вместе с детьми, учитесь любить безусловно и учите этому детей, занимайтесь самосовершенствованием, во всём и всегда должен быть Здравый смысл. Убирайте излишние эмоции, обиды, ожидания и требования, больше разговаривайте по душам, помогайте, поддерживайте, хвалите. Поймите, от того, как вы себя ведете со своими детьми, что вы им говорите, как с ними поступаете, очень сильно зависит жизнь ваших детей. Именно в ваших руках их спокойствие и счастье и никакие другие люди так сильно не влияют.

Если же ваши дети перестанут зависеть эмоционально от вас, значит они не выдержали постоянной борьбы за вашу любовь и признание и просто психологически отключились от вас, что равносильно полному отчуждению и безразличию. Так умирает любовь в сердце людей, а если она умирает к родителям, то и к самому себе и к другим людям и к своим детям.

Человек становиться психологической калекой, разве этого мы желаем своим детям? И абсолютно не важно сколько вашему ребенку лет, хоть 3, хоть 30, он останется зависим от вас и вашей любви или нелюбви, что пройдет красной полосой через всю его жизнь.

Учитесь безусловной любви и прежде всего по отношению к своим близким и родным, учите этому своих детей, это самое важное умение в жизни каждого человека, именно оно дарит минуты радости и счастья.

В последнее время понятие «дисциплина» относительно воспитания детей приобрело негативный окрас: у многих людей оно ассоциируется с авторитарным воспитанием и наказаниями. Методы воспитания различаются в разных семьях в зависимости от религии, культуры, традиций и ценностей, а также от особенностей характера ребенка. И такие различия могут быть существенными.

Что означает понятие «дисциплина»?

Говоря простыми словами, дисциплина – это способ научить ребенка отличать хорошее от плохого, понимать границы и правила. Дисциплина подразумевает подкрепление хорошего поведения и, наоборот, наказание или негативные последствия за плохое.

Однако то, что мы понимаем как наказание, не всегда имеет отрицательное значение. Сегодня наказания в воспитании обычно более мягкие, чем раньше. Наказание может проявляться в том, чтобы показать ребенку отрицательные последствия его поведения, лишить его каких-либо привилегий или показать свое неодобрение каким-либо другим способом.

Если родители используют эффективные методы, чтобы приучить ребенка к дисциплине, это помогает ему понять, что другие люди обладают такими же правами, как и он сам. Это помогает ему социализироваться, развивать уверенность в себе, чувствовать себя в безопасности и формировать модели хорошего поведения. Дисциплина помогает родителям предотвратить проблемы с поведением у ребенка, например, неуважительное поведение (когда ребенок игнорирует требования родителей) или вызывающее поведение (когда ребенок специально ведет себя плохо).

Типы воспитания и дисциплина

Существуют разные способы, с помощью которых родители могут приучать к дисциплине своих детей.

Авторитарные родители верят в то, что они воспитывают ребенка в соответствии с правилами. В таком воспитании нет места ни привязанности, ни состраданию. Родители не объясняют ребенку свои поступки, а ребенок не чувствует, что имеет на это право.

Психологи утверждают, что этот стиль воспитания менее эффективен, чем другие стили, при использовании которых родители проявляют больше сострадания и доброты. Авторитарный стиль воспитания может понизить самооценку ребенка и заставить его усомниться в своих способностях. Такой стиль также может формировать у ребенка чувство обиды и враждебности по отношению к родителям. Это ухудшает связь между родителями и ребенком.

Родители, которые используют демократический стиль воспитания, устанавливают четкие правила и озвучивают свои ожидания от ребенка. Родители проявляют привязанность и гибкость по отношению к ребенку, но при этом демонстрируют твердость в борьбе с плохим поведением. Иными словами, ребенок не может безнаказанно нарушать правила или вести себя плохо. Ребенок чувствует себя в безопасности и ощущает любовь родителей, но именно родители несут ответственность за ребенка.

Поскольку демократический стиль воспитания помогает ребенку понять, что плохое поведение влечет за собой негативные последствия, он учится ответственности и развивает уверенность в себе. Также он начинает уважительно относиться к окружающим и их правам.

Кроме того, существует индифферентный стиль воспитания, при котором родители накладывают определенные ограничения на поведение ребенка, но практически не устанавливают для него последствий за плохое поведение. При таком стиле воспитания ребенок проявляет большую привязанность по отношению к родителям, его самооценка и уверенность в себе укрепляются. Но если родители позволяют ребенку слишком многое, процесс воспитания становится неэффективным.

Интеллект ребенка во многом зависит от диеты в самом раннем детстве, выяснили ученые. Заботливым родителям стоит оградить малыша от сладостей, чипсов и газировки, отдавая предпочтение овощам, фруктам и молоку, - пишет Алексей Бондарев в № 36 журнала Корреспондент от 14 сентября 2012 года.

Сергей Медвeдев, бывший киевлянин, а ныне житель Нью-Йорка, считает, что чрезмерная озабоченность современных американцев проблемой правильного питания зачастую переходит границы здравого смысла. Диетами увлечены все, говорит он, от тощих эмигрантов из Кореи до упитанных мексиканских кассирш в супермаркетах. И в большинстве случаев без особого эффекта.

“Здоровая еда в Америке стоит ощутимо дороже всяческих снэков и фастфуда, - поясняет Медведев. - Гамбургеры, пицца, картофель фри и чипсы значительно меньше ударят по вашему карману, чем нормальный обед с супом, прилично приготовленным нежирным мясом, салатом из овощей, десертом из фруктов”.

По словам Медведева, он, как и большинство жителей США, прежде никогда не задумывался о том, что все эти разговоры о правильном питании напрямую касаются не только взрослых, большинство из которых уже щеголяют лишними килограммами, но и детей. Причем совсем маленьких. И самое ужасное, отмечает он, что в случае с маленькими детьми речь идет не только о лишнем весе.

Гамбургеры, пицца, картофель фри и чипсы значительно меньше ударят по вашему карману, чем нормальный обед с супом,прилично приготовленным нежирным мясом, салатом из овощей, десертом из фруктов

В последние несколько месяцев в американских СМИ активно обсуждаются результаты исследований, согласно которым питание детей в первые год-два после рождения существенно влияет на их умственное развитие. В частности, такое влияние подтверждается тестами IQ, проводимыми в возрасте восьми-девяти лет.

Медведев говорит, что мог никогда не узнать об этом, поскольку обычно пролистывает страницу с наукой и здоровьем в своей любимой газете, чтобы побыстрее добраться до раздела спорта.

С последними достижениями в диетологии его познакомила школьная учительница, когда он обсуждал с ней успехи своих дочерей и удивлялся разнице в результатах тестов IQ у старшей и младшей.

Учительница предположила, что его старшая дочь, имевшая несколько более высокие показатели, в младенчестве ела больше фруктов и меньше чипсов. И предложила озадаченному отцу прочитать статью в местной газете, в которой рассказывалось об исследовании, объясняющем взаимосвязь между интеллектуальным развитием ребенка и употреблением так называемой junk food в раннем детстве.

Этот термин означает все то, чего есть в принципе не стоит, но все едят, потому что так легче жить, поясняет Медведев. Чипсы и картофель фри, замороженная пицца, готовые сэндвичи, уличные гамбургеры, шоколадные батончики, якобы диетические газированные напитки - вот далеко не полный перечень продуктов, ставших основой питания современного человека.

"И, как не прискорбно, мы зачастую кормим этими “волшебными” лакомствами наших маленьких детей”, - сетует Медведев.

Питание детей в первые год-два после рождения существенно влияет на их умственное развитие

Оказывается, цена такой ошибки может оказаться намного выше, чем испорченная фигура ребенка. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного группой австралийских ученых из Аделаидского университета. Они выяснили, что дети, придерживавшиеся здоровой диеты с самого раннего возраста, уже к восьми-девяти годам имеют в среднем более высокие показатели IQ, чем их сверстники, которые едят junk За основу своего исследования австралийские ученые взяли довольно простую формулу. Они наблюдали за более чем 7 тыс. детей, фиксируя их режим питания в возрасте шести месяцев, полутора, двух лет и затем уровень их IQ в возрасте восьми лет.

По словам профессора Лизы Смизерс, возглавлявшей эксперимент, питание детей, за которыми наблюдали ученые, можно разделить на несколько групп - грудное вскармливание, традиционная и современная кухня, готовое питание для детей и junk food. Большинство родителей так или иначе сочетают две или более группы питания своего ребенка.

Ученым давно известно, что пища, которую мы едим, способна оказывать влияние на работу мозга. “От диеты зависит получение организмом питательных веществ, необходимых для развития тканей мозга в первые два года жизни ребенка, - говорит Смизерс. - И целью нашего исследования было определить, какое влияние это оказывает на IQ детей”.

Вроде бы очевидно, что полезная пища должна стимулировать развитие мозга, а вредная - приводить к обратному эффекту, но полученные результаты удивили даже ученых.

“Мы выяснили, что дети, которых сначала кормили грудью, а затем держали на здоровой диете с преобладанием таких продуктов, как сыры, бобовые, фрукты и овощи, в возрасте до двух лет, уже к восьмилетнему возрасту имели IQ в среднем на два балла выше, чем средний показатель для этого возраста”, - рассказывает Смизерс.

Дети, придерживавшиеся здоровой диеты с самого раннего возраста,уже к восьми-девяти годам имеют в среднем более высокие показатели IQ, чем их сверстники, которые едят junk

В то же время, отмечает специалист, дети, которые в возрасте года-двух получали бисквиты, шоколад, сладкие напитки, чипсы, картошку фри и т. д., к восьми годам в большинстве своем имели показатели IQ на два балла ниже средних для этого возраста.

Выводы ученых относительно готового детского питания были не столь однозначными. “Мы обнаружили, что такие продукты оказывают отрицательное воздействие на детей, если их употреблять в возрасте около шести месяцев, - поясняет Смизерс. - Вместе с тем те же продукты в возрасте полутора лет уже не имеют такого отрицательного влияния”.

На первый взгляд, отличие в пару баллов на тестах IQ не является критичным, говорит Смизерс, но полученные данные весьма красноречивы. Она трактует результаты исследования вполне однозначно. Безусловно, интеллектуальные способности ребенка определяются его генетическим наследием. Однако период до двух лет, когда он постепенно отлучается от бутылочки и материнской груди и привыкает есть за общим столом, также играет существенную роль в формировании умственных способностей, поэтому родители должны обеспечить ребенка правильной диетой, заключает Смизерс.

Разумная альтернатива

Смизерс и ее коллеги не являются диетологами и не берут на себя смелость назвать идеальную диету для воспитания маленьких Эйнштейнов. Но материалы их работы позволяют определить ключевые моменты, о которых не стоит забывать при формировании диеты для ребенка в возрасте до двух лет.

По словам американского медика Фреда Ларсона, это первая масштабная работа, давшая фактические доказательства прежде умозрительной связи между питанием ребенка и его интеллектуальным ростом. Это дает возможность “зацементировать” некоторые ключевые понятия о правильном детском питании, констатирует врач.

Диету маленького Эйнштейна еще предстоит разработать в деталях, однако кое-какие постулаты уже очевидны.

Дети едят по многу раз в день, и как минимум пять приемов пищи должны включать в себя свежие овощи и фрукты

Дети едят по многу раз в день, и как минимум пять приемов пищи должны включать в себя свежие овощи и фрукты. Таким образом ребенок будет получать необходимые углеводы. Источником белков должны стать постное мясо, яйца и орехи, которые ребенок будет есть ежедневно во время хотя бы одного из приемов пищи.

Еду для ребенка не следует жарить. Предпочтительнее готовить ее на пару либо варить. Вместо магазинных соков и газированных напитков с высоким содержанием сахара нужно поить малыша простой водой или молоком.

И самое главное, отмечает Смизерс, включайте как можно меньше junk food в рацион вашего ребенка. Последняя рекомендация относится к числу наиболее сложно выполнимых. Фастфуд и снэки популярны не только вследствие своей доступности и дешевизны, но и в силу того, что их вкус рассчитан на привыкание.

Ученые считают, что родители могут прибегнуть к некоторым приемам, позволяющим оградить ребенка от влияния junk food.

Например, лучше как можно раньше начать усаживать ребенка за общий стол, чтобы он видел, что едят родители, и ел вместе с ними. При этом следует, насколько это возможно, избегать давления на ребенка.

“Когда вы силой заставляете малыша есть что-то, пускай даже очень полезное, вы одновременно прививаете ему нелюбовь к этой еде, - говорит Ларсон. - После этого он будет еще больше любить шоколад и хот-доги”.

Вместо магазинных соков и газированных напитков с высоким содержанием сахара нужно поить малыша простой водой или молоком.

Очень важно, чтобы родители сами ели здоровую пищу, констатирует медик. “Сложно приучить ребенка есть овощи с постной отбивной и запивать их водой без газа, в то время как родители едят жирный стейк с жареной картошкой и запивают его сладкой газировкой”, - поясняет Ларсон.

Психолог Йен Стил также советует соблюдать определенную периодичность в кормлении ребенка, а между приемами пищи не давать ему ничего, кроме воды. Таким образом, малыш успевает проголодаться, и его легче склонить к тому, чтобы съесть более полезную, но менее впечатляющую по вкусовым качествам еду.

Но в жизни часто бывают ситуации, когда нет возможности сесть за стол и съесть обед из двух-трех блюд. В таких случаях (на прогулках, в поездках) без закусок не обойтись. И здесь родителям нужно быть особенно внимательными.

Можно вводить такие вредные продукты в общий рацион, но только в комплексе с полезными, чтобы не подвергать ребенка искушению.

Вместо того чтобы силой навязывать ребенку полезную пищу (это зачастую приводит к тому, что он отказывается ее есть), лучше дать ему выбор из нескольких блюд, каждое из которых будет полезным.

Очень действенный метод, по мнению психологов, - это создание искусственного разнообразия. Вместо того чтобы силой навязывать ребенку полезную пищу (это зачастую приводит к тому, что он отказывается ее есть), лучше дать ему выбор из нескольких блюд, каждое из которых будет полезным. Таким образом, он сможет сам решить, что ему съесть, и не будет чувствовать давления, а следовательно, и сопротивляться.

Альтернативу традиционным вредным продуктам, по словам ученых, найти несложно. Вместо магазинных соков, которые так любят дети и которые напичканы сахаром и различными химическими добавками, лучше собственноручно готовить сок из фруктов.

Вместо пончиков и сладостей можно покупать крекеры из цельной пшеницы и мазать их арахисовым маслом. Большинство сладостей можно с успехом заменить свежими или сушеными фруктами. Отличным заменителем вредных закусок может стать натуральный йогурт с низким содержанием жира и свежими фруктами.

“Проблема здорового питания ребенка мало связана с психологией и предпочтениями самого ребенка, - констатирует Стил. - Ведь все это в возрасте до двух-трех лет еще только формируется. Основная проблема - как раз психология родителей и их нежелание усложнять себе жизнь, придумывая, как накормить малыша здоровой едой”.

Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 14 сентября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .